uehlsh64 (uehlsh) wrote,
uehlsh64
uehlsh

Categories:

Взгляд военной антропологии на Ислам.

Целесообразность обращения к данной теме диктуется и необходимостью развенчания некоторых научных подходов, в которых скептически оцениваются роль и влияние арабского мира на развитие мировой цивилизации. В зарубежной научной литературе укоренилась концепция европоцентризма, считающая столбовой дорогой развития философской и педагогической мысли только Европу, отрицая, по существу, все куль турные достижения Востока. Западные исследователи пытаются отрицать тот важный исторический факт, что эпоха Возрождения Европы многим обязана культурным традициям арабо-мусульманского региона, изображая дело так, будто все положительное в области науки, искусства шло только с Запада, а все консервативное и иррационалистическое с Востока. Выявлению несостоятельности таких утверждений может, в частности, способствовать изучение и научный анализ истории педагогической мысли и практики арабо-мусульманских стран, опыта подготовки многих поколений воинов.

“Необходимо отвергнуть примитивный европоцентризм, имеющий обыкновение третировать все не западные культуры как варварство, окончательно разоблачить его гегемонистскую установку на выстраивание одномерной “лестницы мировых культур”, где Западу безусловно принадлежит лидирующее место”9.

Когда-то средневековая Европа вынуждена была ввести образовательные стандарты ради того, чтобы в кратчайшие сроки выйти из мрака невежества. Такая необходимость диктовалась отставанием Запада от Востока в развитии общественной мысли. Принудительно заставив своих жителей стать носителями вполне определенных профессиональных качеств, что достигалось конвейерным методом привития им стандартных знаний, Европа резко ускорилась в своем развитии. Правда, стандартизация людей и их мировоззрения вынудила общество развиваться по технократическому пути по аналогии с техническими системами, создающимися на основе технических стандартов10.

Просвещенный же Восток в системе образования своих жителей основывается не на массовости и штампах посредственности, а на индивидуальном подходе к учащимся. Такой подход - единственно известный человечеству способ максимального раскрытия природных дарований людей. И все-таки Восток уступил Западу в освоении геополитического ландшафта. Почему? Механистическая модель западного общества культивирует агрессивность, как необходимый элемент своего жизнеустройства. Главенство моральных принципов жизни на Востоке не предполагает вскармливание агрессивности внутреннего мира человека. Восток тонок и мудр. Восточные люди знают, что внешнее доминирование в чем-либо еще не означает внутреннего главенства. Отсюда возник образ “колосса на глиняных ногах”, часто применяемый при характеристике явлений, внешний блеск которых скрывает внутреннее разложение.

Современный Запад медленно, но верно дрейфует в сторону того, к чему на Востоке пришли еще в средние века: в западной системе образования все более делается упор на индивидуальность. Каждый волен знать то, что ему подсказывает его природа. Для развития человечества важна многоцветная палитра талантов его представителей, а не серая рать биороботов.

Понятно, что на смену дихотомическому представлению “современность - традиционность” как двух несовместимых форм жизни современная наука должна привести гораздо более богатое нюансами исследование непрерывного взаимодействия между современными образовательными формами и традициями, “привычками сердца”. Историко-педагогические традиции в современном образовательном поле не являются пассивным осадком, который необходимо поскорее искоренить. Напротив, именно традиции способны стать в педагогике мобилизующей преобразовательной силой, способной придавать форму современности в подготовке воинов армии Российской Федерации, в полной мере учитывающей феномен исламского фактора.

В работе анализируются актуальные проблемы нормативно-правовой стороны подготовки воина ислама, которые посредством шариата, иджтихадан и джихада превратились в систему ценностных ориентиров и являются неотьемлемой составной частью политической культуры мусульманских народных масс. В ней педагогика рассматривается как системообразующий блок политики мусульманских государств12, призванный продвигать на международной арене идеологию ислама13

Отечественной военной науке предстоит по-новому раскрыть глубинный опыт социокультурной укорененности, который составляет одну из отличительных черт незападных педагогических культур. Известно, что все восточные педагогические традиции неразрывно связаны с конкретной средой обитания, которая символизирует метод идеологического восприятия, образ мышления, форму организации и мировоззрение.

Известно, что культура - это творческая сторона жизни общества, а цивилизация - способ ее организации. Одни этносы ярче проявляют себя в области культуры, другие - в цивилизации.

Для Востока культура - цель, цивилизация лишь средство. Для так называемых “цивилизованных” стран стремление к богатству и комфорту оправдывается и используется для своих целей.

Так называемая западная демократия есть миф (иносказательная история, трактующая посредством символических образов, метафор и аналогий реальный, индуктивно обобщенный до архетипичности позитивный и негативный опыт реализации той или иной потребности общества). Демократия это режим власти в форме скрытой (и поэтому внешне мягкой) диктатуры, когда фактическая власть принадлежит торгово-финансовой элите, которая в процессе реализации этой власти публично как бы уступает ее народу14

С точки зрения культур, основанных на стремлении к духовному совершенству, стремление к богатству и комфорту - грех, слабость человеческой природыю. Преодоление подобных слабостей входит в программу воспитания личности и моральный кодекс буддизма, христианства, ислама, коммунизма и культур, с ними связанных15.

В              обществе, где доминируют ценности культуры, человек рассматривается как существо, способное преодолеть искушение, двигаясь к идеалу. Западное же общество, напротив, стремится развивать “цивилизацию”, играя при помощи рекламы на слабостях человека и приумножая эти слабости.

В Древней Руси, России, СССР культура ценилась и была выше, чем ее организация, или цивилизация. Сделать из России “цивилизованную” страну бесперспективно, поскольку это противоречит основной тенденции русской истории и менталитету нации16.

Сегодня, как никогда, Российской науке необходим новый социо­культурный импульс, качественно отличный от завоевательной программы западной культуры. Вектор этого импульса уже определен: он должен идти с Востока17.

Исследование показало, что в доисламский период обучение и воспитание воинов было ориентировано на воспроизводство традиционных, религиозных, ритуaлизированных форм. Культура, усваиваемая молодыми людьми, была освящена тысячелетней практикой и подлежала выполнению всеми. Подготовка воинов включала в себя комплексное педагогическое воздействие на личность, в котором широкое распространение получили методы педагогического внушения и убеждения. Они реализовывались через традиционные воинские и религиозные ритуалы, коллективные обряды. В ходе них шел процесс передачи знаний, формирование навыков и умений. Все это в совокупности и определяло эффективность обучения и воспитания бедуинов, их высокую результативность.

Анализ различных источников показал, что основными закономерностями обучения и воспитания воинов-арабов кочевого племенного строя являлись: стихийно-ситуативный характер образовательной практики, а также следование традиционным подходам в деле подготовки воинов. Все, что проверено и подтверждено практикой, должно было быть сохранено и приумножено.

Особенностями подготовки воинов-арабов в исследуемый исторический период были: чисто рационалистическая, практическая направленность обучения и воспитания воинов; тяготение к домашнему, родовому обучению и воспитанию; контролирующая и направляющая роль учителя; наставничество; индивидуальный подход к обучающимся. Слабыми сторонами подготовки являлись: отсутствие какой-либо систематизации, упорядоченности прохождения предметов; увлеченность практикой телесных наказаний; чрезмерная жесткость контроля.

На рубеже VI-VII веков в арабском мире произошли стремительные перемены, вызванные переходом от традиционного кочевого племенного строя к ярко выраженному классовому обществу. Они порождали в сердцах большинства арабов чувства уныния и отчаяния. Для людей, мыслящих старыми понятиями (оценочными нормами племенного кочевого строя), оседлая жизнь становилась просто непереносимой - унылой, бессмысленной, унизительной и нелепой. Объективно необходимым был поиск такого мировоззрения, которое позволяло бы человеку и в условиях социальной несправедливости ощущать ценность и осмысленность жизни.

Таким ответом на вызов времени стало учение Мухаммеда, отраженное в виде Корана и других святых книг. Идейно-религиозные взгляды Мухаммеда и его ближайших сподвижников на войну и военное дело способствовали улучшению комплектования армии и организации обучения и воспитания молодого пополнения армии. Источники свидетельствуют, что в этот период у арабов встречается наиболее развитая для того времени философия войны18, тесно связанная с их религиозными верованиями.

Ислам предписывал покорение идолопоклонников и язычников и обложение данью всех прочих иноверцев, признающих единого Бога, т.е. христиан и евреев. Он требовал от мусульман войны: “Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первыми: Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их... Сражайтесь с врагами, доколе нечего будет бояться соблазна, - доколе не утвердится Ислам”19. Поэтому каждый человек с принятием мусульманской религии возлагал на себя обязанность участия в священной войне, становился воином пророка и его последователей. Полный охват военным обучением и воспитанием всего мужского населения страны стал устойчивой тенденцией существования страны на протяжении длительного времени. Следовательно, можно признать, что ислам не был религией, подобной христианству, а являлся военно-политической организацией народа20, имеющей свою собственную школу обучения и воспитания воинов.

Основными исходными педагогическими позициями, на которых базировалась подготовка воинов Халифата, были следующие: обучать и воспитывать каждого мужчину как воина; обучать и воспитывать на высоком уровне трудностей, в условиях, максимально приближенным к боевым; использовать собственный боевой опыт и опыт соседних стран; использовать принцип кнута и пряника; полученные знания, навыки и умения проверять и закреплять на практике.

Эти исходные позиции можно трактовать как принципы, на которых базировалась практика обучения воинов. Религиозная практика внушения, гипноза и самовнушения играла ведущую роль в процессе обучения, воспитания и формирования человека с определенным спектром направленности мышления защитника ислама. Сам Мухаммед и его особо приближенные практиковали метод динамического аутотренинга, в основе которого лежит практика дыхательно-медитативных упражнений. Его применение позволяло синхронизировать дыхательный и сердечный ритмы с заданной последовательностью движений, уверенно прогнозировать, предчувствовать критические ситуации, вычислять источники их возникновения. Многогранная вариантность этого метода породила в исламе множество систем самовнушения и психотехники стрессоустойчивости21.

В это же время, в среде приближенных мухаджиров, Мухаммед распространяет методы косвенного внушения и гипноза. Современная наука знает, что специфика метода косвенного внушения в полярно сенсорной форме заключается в овладении устойчивыми навыками, длительных тренировках, высоком уровне умственных способностей внушаемого, а также в четком однозначном решении для себя норм этического поведения22. Метод может использоваться на практике в очень разнообразных формах, которые зависят от множества факторов.

Основное отличие гипноза от внушения состоит в том, что внешняя форма воздействия сходна с прямым внушением, но само гипнотическое воздействие оказывается как во внушении косвенно - в обход критике сознания. Превалирование одного над другим и их различные соотношения позволяют достаточно гибко использовать гипноз в разных областях человеческой деятельности. Эффект гипнотического воздействия основан на снятии гипнотизером функций торможения с лобных долей головного мозга.

С появлением ислама в практике обучения и воспитания воинов все больше прослеживается образовательный аспект, а также элементы психологической подготовки. Среди видов подготовки приоритет отдается искусству стрельбы из метательного оружия и вольтижировке23. На базе пяти основных молитв происходит формирование методических систем психофизиологической саморегуляции, в основу которых закладываются практические аспекты гармонизации тела и духа: “регулирование сознания”, “регулирование дыхания” и “регулирование тела”24. Исходным положением в этой практике является психологический настрой, произношение определенных звуков (это, как правило, молитвы), сопровождающиеся физическими упражнениями. Считалось, что при условии правильности этих действий в сознании возникает определенный набор образов-символов, который позволяет привести ритм всего организма в соответствие с суточным ритмом Земли. Это, в свою очередь, значительно укрепляет здоровье и повышает работоспособность, стимулирует умственные способности человека, обеспечивает быструю адаптацию к стрессовой ситуации.

Очередной этап в развитии школы обучения и воспитания воинов армии Халифата связан с приходом к власти халифов из дома Омайадов (661 г.). Проведенная Муавия 1 военная реформа позволила создать хорошо организованную и вооруженную военную силу. Развивая идеи Мухаммеда о роли армии в распространении ислама, он юридически закрепил обязательное обучение и воспитание воинов в войсках, а также распорядился проводить военную подготовку мобилизационного резерва25. В городах-базах были созданы учебные центры для подготовки резерва армии, в которых все юноши государства обязаны были пройти боевую и идейно-религиозную подготовку.

Анализ источников26 позволяет предположить, что на данном этапе мусульмане видели цель военного воспитания в формировании у воинов высоких морально-боевых качеств: верности воинскому долгу, бдительности, дисциплинированности, храбрости, мужества, героизма и стойкости в борьбе с неверными. Воинам внушалась вера во всемоryщество Аллаха, приводились конкретные примеры проявления его чудодейственной силы.

Выявлены следующие основные особенности воспитания воинов мусульман: разработка и правовое закрепление основных элементов идейно-религиозного воспитания воинов с учетом национальных и психологических особенностей воинов; формирование военно-педагогического категориального аппарата и его активное использование в воспитании воинов; активное применение таких методов педагогического воздействия, как внушение и убеждение; широкое использование таких приемов педагогического воздействия, как наставление и установка; опора в воспитании на идеи ислама; использование передовых взглядов ученых соседних государств с учетом национальных и психологических особенностей арабов.

В Арабском Халифате периода формирования государственности военное дело рассматривалось как минимально достаточное средство познания мира. Борьба вообще рассматривалась как некая абсолютная величина - при всех прочих равных условиях побеждает тот, кто прав. Война же рассматривалась как физическое проявление естественного закона природы - жизнь есть борьба. При этом считалось, что в бою побеждает тот, кто более подготовлен психологически. Идеи ислама дополнялись новыми теориями и учениями, авторами которых являлись мыслители и педагоги Греции, Рима, Индии и Китая.

В этот период растет число школ, которые способствуют обеспечению регулярной армии, мобилизационных резервов, ополчения подготовленными воинами. Обучение и воспитание в них носило планово-организованный характер, а также имело ярко выраженную практическую направленность.

Основная цель военной педагогики Халифата в данный период состояла в том, чтобы подготовить людей как к вооруженной защите ислама, так и к государственной деятельности. В рамках достижения данной цели осуществлялись меры по обеспечению единства человека с целостным окружающим миром. В качестве важнейшего принципа подготовки воинов выступал принцип эволюции и прогресса. Он предполагал бесконечную веру в силу воспитания, как основу развития человека. Духовное

В физическое воспитание рассматривалось в тесном единстве. Обучение должно было быть практическим, осуществляться опытным путем27.

Следующий этап в развитии школы обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата связан с приходом к власти династии Аббасидов (750 г.). Организация армии Арабского Халифата в этот период строилась на двух ведущих принципах: формирования регулярной армии и мобилизации ирреryлярного ополчения. В отличие от западноевропейских государств воинская повинность была обязанностью всякого свободного мусульманина, способного носить оружие. Военным обучением и воспитанием было охвачено все мужское население страны. А централизованная система управления войсками являлась предпосылкой всесторонней и целенаправленной подготовки войск.

Для вооруженных сил были характерны следующие особенности: создание организованной военной силы на основе учета национальных особенностей народа; насаждение единоначалия в армии; создание мобилизационного резерва армии и центров по обучению и патриотическому воспитанию резервистов; обучение и воспитание воинов с учетом специфики театра военных действий; формирование воинского сословия в государстве; использование передового военного опыта иностранных государств и др.

В этот же период имело место и пренебрежительное отношение к национальной школе обучения и воспитания воинов в связи с распадом Халифата на Эмираты, доминирование в ней иностранных специалистов, а также чрезмерная увлеченность мерами принуждения в повседневной армейской жизни.

Именно в это время блестящими педагогами и воспитателями проявили себя такие выдающиеся мыслители, как anь-Шари, аль-Газали, Ибн Сина (Авицена), an-Хорезми, Абу Бируни, ибн-Халдун и др. Неоспорим их вклад в мировую науку и, прежде всего, формирующуюся европейскую мысль Нового времени. Свободолюбивые, рационалистические идеи арабских, персидских и других мусульманских ученых повлияли на первых европейских просветителей - Роджера Бекона, Альберта Великого, Данте, а также Леонардо да Винчи, Галилея, Джордано Бруно и др. Наряду с самостоятельным вкладом арабских ученых в общую сокровищницу современной мысли, имеет непреходящее значение сохранение ими временно утраченного в Европе наследия античности, а также различных культур народов Востока28.

Как и в прежние времена, ислам закладывал основы воинского воспитания. Авторитет Аллаха был моральной основой дисциплины. Коран обещал за храбрую смерть в бою все блага в потустороннем мире, а здесь, на земле, запрещал воину употребление вина, требовал полного повиновения халифам. Высшим идеалом провозглашалась “священная война с “неверными”, т.е. со всеми, кто не признавал ислама. На этой основе всячески поощрялся воинственный религиозный фанатизм, который имел и экономическую основу - право на долю военной добычи. Воспитание воинов бьио направлено также на выработку у них высоких боевых качеств. “Воин должен обладать силою льва, гордостью леопарда, храбростью медведя, нападать подобно вепрю, грабить как волк, отличаться терпением пчелы, выносливостью осла, верностью пса и при случае гибкостью змеи”29.

Боевая подготовка, как и в прежние столетия, строилась на идейно-религиозной основе. Согласно предписаниям ислама, главное внимание мусульман обращалось на виртуозное владение луком и управлению лошадью. Высокие требования предъявлялись к физической подготовленности воинов, которые должны были совершать большие переходы с минимальным использованием пищи и воды. Считалось, что совершенствованию воинского мастерства способствует занятие охотой. Для истинного мусульманина достойными делами считались только война и охота. “Охота организовывалась так, как будто это было сражение или важное дело”30. Почти такое же высказывание мы встречаем у арабского летописца XII века Усама Ибн Мункли, который рассказывая о своем отце, отмечал: “Охота была его развлечением. У него не бьио другого дела, кроме сражений, войны с франками и переписывания книги Аллаха великого и славного»31.

Анализ первоисточников32 показал, что целенаправленное военное обучение проводилось в регулярных войсках и в школах различного уровня.

Так, начальным военным обучением и воспитанием было охвачено все мужское население страны. За организацию и проведение обучения отвечала военная канцелярия. Во всех административных округах организовывались школы начальной военной подготовки мобилизационного резерва.

В школах среднего звена готовили командные кадры по родам войск. Воины обучались фехтованию, верховой езде, стрельбе из лука, азам инженерного дела. С этой целью создавались специально обустроенные учебные центры, крупнейший из которых находился в Каире.

В школах высшего звена готовили специалистов инженерного дела (полиортехников) и командные кадры высшего звена. Учебная основная линия программы обучения заключалась в познании первопричины бытия, познании “нематериального” бытия и его качеств, познании неба и небесных тел (астрономии), изучении природных явлений, сущности человека и его психологических состояний, мира психических отражений человека, а также в изучении военных, государственных и политических наук, искусства управления войсками33

Цель обучения воинов данного периода развития общественной системы Халифата - высокая боеспособность, повышение живучести личного состава в условиях боевых действий, различных экстремальных и критических ситуациях. Основные решаемые задачи - упрочение и защита государства, пресечение предательства, укрепление тела и духа. Важнейшая задача военного обучения - вооружить воина знаниями, умениями, навыками боевого искусства, надежность которых проверена и подтверждена практикой34

Учеными-педагогами Арабского Халифата был взят курс на дальнейшее развитие, усовершенствование и разработку принципов и методов обучения молодого поколения, заложенных Фараби. “Принципы, заложенные в педагогику Фараби, отражаются во всей последующей педагогической мысли Востока”35, в основе которой лежал принцип авторитаризма. Во главу угла в воспитании ставятся подражание, упражнение, внушение и убеждение. Красной нитью проходит мысль о том, что педагогика или сливается с военно-политической жизнью, или считается одной из частей последней.

Суть методов, применяемых в процессе обучения и воспитания воинов армии Арабского Халифата, в современной трактовке, заключается в том, что они представляют специфическую форму теории и практики внушения в педагогическом процессе. Практически определив некоторые универсальные закономерности развития материи, арабы средневековья создали уникальную систему пролонгированного обучения, имеющую, по аналогии с программированием (в современном понимании), жестко фиксированное количество приемов, каждому из которых соответствовал целый комплекс методического обучения.

Одной из форм моделирования психотропного воздействия является произнесение и запись звукорезонансных рядов. Сюда относятся последовательности звуков и слогов, молитвы, священные писания и древние дидактические тексты. Регулярное, по календарю, чтение подобных психотропных текстов позволяет человеку достаточно успешно заблаговременно адаптироваться к неблагоприятным факторам внешнего воздействия скачкообразных изменений геофизических полей.

В Коране, в символических терминах понятийного мышления раннего средневековья Аравии, описаны дискретные структуры психики человека (называемые богами или духами, под которыми понимается результат психического отражения дискретного скачкообразного изменения физических характеристик геофизических полей), объяснен механизм отражения явлений объективного мира (называемых ангелами или оборотнями), зашифрованы методы обучения практическому применению знаний, навыков и умений по управлению этими структурами. Особое значение эти знания приобретают, когда на первый план выдвигается проблема выживания.

Известно, что человек, живя на Земле, постоянно испытывает на себе воздействие геофизических полей: гравитационного, электромагнитного, слабых и сильных ядерных взаимодействий. Возмущения этих полей отражаются на процессах, происходящих в психосоматической системе всего живого, всей биомассы нашей планеты. Помимо “случайных” возмущений (линии электропередач, работа электромагнитных генераторов, телерадиостанций, вспышек на Солнце и др.), есть возмущения ритмичные, связанные с суточным вращением Земли вокруг Солнца, с одиннадцатилетним циклом солнечной магнитной активности, с возмущением электромагнитного поля Солнечной Системы, ее планетами и многими другими факторами. Из всех вышеуказанных циклов наиболее амплитудными и скоротекущими (по сравнению с продолжительностью человеческой жизни) считаются околосуточные (циркадные), лунные (Синодические - с длительностью 29,53 суток) и годичные (с продолжительностью около 365,25 суток) ритмы.

Эти ритмы, в строго определенное время, оказывают на человека мощное психотропное воздействие, вследствие чего наблюдаются следующие изменения: ухудшается сопротивляемость иммунной системы, замедляется скорость реагирования субъекта на явления объективного мира (особенно, если последнее характеризуется большим информационным потоком), повышается раздражительность, нередко наблюдаются эффекты визуальных, слуховых, тактильных и других галлюцинаций. Указанные изменения в психике человека носят закономерный характер и проявляются в жестко повторяющейся последовательности. Последний факт лег в основу мусульманского календаря, а само явление стало носить описательный, по внешним признакам, характер.

Эти явления и положены в основу системы внушения, используемой в исламе. Мусульманская суггестия опирается на четкие закономерности влияния физического мира на психику человека и моделирование этого влияния. Другими словами, мусульмане средневековья жестко формализовали и структуризировали систему моделирования естественных процессов объективного физического мира и их отражение психикой человека. Основным явлением объективного мира, которое было

“подвергнуто” тщательному анализу и моделированию, является психотропный спектр скачкообразных изменений физических характеристик геофизических полей: наряду с гармоническими изменяющимися характеристиками физического мира, были приняты ко вниманию скачкообразные, дискретные - подобные орбитальным переходам электронов в атоме. Современным физическим наукам - астрофизике, геофизике и ядерной физике - известно, что в природе имеет место явление скачкообразных переходов физических характеристик тех или иных натуральных процессов; в ядерной физике - это дискретные энергетические уровни, в астрофизике - это явление пульсаций звезд. Аналогичное по своей форме явление происходит и в геофизических полях - геомагнитном поле, электрическом (ионосфера), гравитационном поле Земли и др. Скачкообразные изменения физических характеристик геофизических полей оказывают мощное возмущающее воздействие на биополя всех живых существ и объектов нашей планеты - от одноклеточных и растений до человека. Именно это явление объективного мира и было положено древними в основу внушения, именно этим мусульманская суггестопедия и отличается от западной36

Современный научный уровень развития и научная терминология дают ясное представление о том понятийном разрыве, который испытывает современная цивилизация, когда речь заходит о терминах и понятиях ислама: его мировоззрении, системе трансляции знаний и т.д. В связи с вышеуказанным, современные исследования мировоззренческой мысли ислама необходимо начинать с четкого представления о6 образе мышления мусульманина, теоретико-методологических основах мировоззрения первоначального ислама, о их месте в истории.

Особую сложность ддя современного исследователя исламского наследия представляет жесткая взаимосвязь мусульманской системы внушения с оригинальными эмпирическими разработками ислама в области управления психикой человека и механизмом отражения явлений объективного физического мира, моделирования их структуры.

Уклад жизни мусульманина, процесс формирования его как личности, внешние контакты, - все было регламентировано в соответствии с естественными законами природы, ибо только в этом случае резко возрастала вероятность исполнения каждым мусульманином и всей исламской культурой, возложенных на них задач - распространения ислама по всему миру. Практика убеждения, внушения и гипноза сопровождала “Воина Аллаха” с рождения и до смерти37.

Вероятно, современный подход к разрешению феноменов Корана должен опираться на учет влияния физических полей Земли на биополе человека38. А само наследие ислама должно осваиваться критически, с точки зрения естественно-научного подхода и сравнительного анализа, при условии корректно поставленных задач, с опорой на эксперимент -моделирование форм подготовки подрастающего поколения, их действительную опробацию, поиски аналогов в современной науке для реализации возможностей практического использования опыта прошлого в современных условиях.

Отрывок из книги Военно-историческая антропология. Ежегодник. 2002. Бесплатно тоже можно найти :)



Tags: История, антропология, военная антропология, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments