uehlsh64 (uehlsh) wrote,
uehlsh64
uehlsh

Category:

Гностическая метафизика Платона. Почему ее нужно знать?




Почему нужно знать метафизику Платона


В наше время качественное массовое образование уничтожается. Массы форсированно дебилизируются, а качественное образование становится привилегией элиты.

В СССР существовал очень важный школьный предмет – обществоведение. Школьнику давалась система знаний об обществе – нынешний массовый школьник этих системных знаний лишен.  ( Массы не так глупы и кое-кто догадываются об умышленной дебилизации элитой масс. Например Рома Жиган - uehlsh. )

Однако элитное образование, всякие частные школы и колледжи в швейцариях и англиях, все эти итоны и оксфорды воспитывают у элиты системное мировоззрение.

Спроси сейчас обычного студента про метафизику Платона, он мало что расскажет, если вообще что-то скажет по этой теме.

Студент элитного учебного заведения не только разбирается в метафизике Платона, но и на прекрасном древнегреческом изложит вам фрагменты сочинений Платона, объясняющие, почему человечество делится на избранных и остальных.
Если системные знания отчуждены от народа, то народ становится легоуправляем. Хорошо еще, если элиты не отрицают исторический процесс – как это делали христианские элиты феодальной эпохи или элиты христианско-обусловленной культуры светской эпохи (Запад эпохи Модерн, СССР).

Но нынешние элиты это элиты не христианско-обусловленной культуры. Это гностические элиты, отрицающие развитие, отрицающие историческое восхождение. Это элиты новоязыческой парадигмы  - Постмодерна.

И чтобы понимать, КУДА ведут человечество эти постмодернисткие элиты,  необходимо знать метафизику гностических элит, тот фундамент, на котором они строят (очень успешно для себя) свою управляющую функцию.

Отчуждение от системных знаний сегодня  - завтра может обернуться рабским ошейником на человечестве, и не в переносном, а в буквальном смысле.





О термине “гнозис”

Многие спекулируют на заблуждениях и ложных чудесах, обманывая глупое большинство. (Леонардо Да Винчи)

Во времена моего детства большой популярностью пользовалась книга Перельмана “Занимательная физика”. Среди прочих, там был рассказ о том, как древнеегипетские жрецы, пользуясь своими познаниями в физике, устраивали для народа “чудеса”. Изумленные люди, увидев эти “чудеса” падали ниц и безропотно внимали жрецам. Жреческая каста была единственной частью общества, которая владела ученостью - обладала обширными астрономическими знаниями, медицинскими, физическими, математическими, психологическими и т.д.  Эти знания скурупулезно накапливались и передавались из одного поколения жрецов в другое (так, археологи обнаружили реестр астрономических наблюдений, проводимых халдейскими жрецами непрерывно на протяжении 360 лет).

Чтобы стать жрецом, надо было закончить специальную жреческую школу. Учеба для получения жреческого сана была трудной и длительной: обучение начиналось, когда будущему жрецу не было и четырех лет, а заканчивалось к двадцати годам.

Затем кандидат проходил сложный обряд посвящения. При этом посвящаемый в жрецы давал клятву сохранять все переданные ему знания в строгом секрете. Нарушение клятвы каралось смертью.

Постепенно появилась наследственность жреческого звания, устанавливающая преемственность сохраняемых в тайне знаний. Простому народу эти знания были недоступны, а жрецам знания были нужны прежде всего как средство господства над людьми. Знания в древнем языческом мире имели целью управление общественной системой.

Чтобы эффект был более действенным, знания оформлялись магией. Связь жрецов с “высшими силами” была призвана легитимировать их привилегированное положение (в том числе экономическое).

Вообще жречество Древнего Египта и Древней Месопотамии оказало огромное влияние на другие античные цивилизации. Так, Египет был для Древней Греции учителем во всем. Греческие астрономы и философы учились в Египте, а закончив обучение, проходили  мистический обряд посвящения.

Религиозная мистика и знания были совмещены воедино, и тот, кто был посвящен в эти сокровенные, “высшие” знания, становился “избранным”.

Позже  приправленные мистикой знания стали называть “гнозисом”, подразумевая под этим тайное мистическое знание для избранных (а вообще слово “гнозис” переводится с греческого как “знание”).

Родовая знать

В античном мире существовали разные модели государственного устройства – от деспотии до демократии. Но независимо от формы государственного устройства, социальной группой, обладающей реальной властью, была родовая знать.

Поэтому вопрос, каким образом можно обеспечить устойчивое привилегированное положение родовых элит, очень волновал эти самые элиты.

Изначально родовая знать (будущая аристократия) формировалась из жрецов, старейшин и племенных вождей. Они выполняли управленческие функции и со временем стали обособленной социальной группой.

Родовые элиты постепенно отчуждались от массы, коей управляли, а свой разрыв с простым народом обосновывали тем, что они де ведут свое происхождение от богов.

Однако помимо религиозного обоснования своей избранности, элиты нуждались в социальной концепции, которая закрепила бы их право на привелигированное положение.

Метафизическое обоснование права избранных управлять массами разработали древние философы, особенно Платон и Аристотель.

Метафизика "Избранности" у Платона

Одним из основных теоретиков идеи избранности является Платон.

Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Платон происходил из древнего, богатого и очень знатного рода; утверждалось, что его род ведет свое начало от мифического царя Аттики Кодра.Мать Платона была дважды замужем и дважды, как это часто бывает у аристократов, в кровосмесительном браке. Платон ее сын от первого брака с неким родственником. Когда ее первый муж умер, она вышла замуж второй раз - за своего дядю.

Имя Платон не настоящее имя философа; это прозвище, которое означает “широкий” . Настоящее его имя – Аристокл; “широким” же его прозвали за ширину плеч - в юности Платон увлекался спортом.

В силу своего знатного происхождения  Платон получил прекрасное воспитание и образование. В Афинах был престижный район, наподобе нынешней российской Рублевки – там в шикарной вилле жила его семья. Кроме недвижимости в Афинах, семья владела многими поместьями (в том числе и за пределами Греции), на которых работали многочисленные рабы.

Короче говоря, наличие средств позволяло Платону вести созерцательную жизнь и философствовать, чем он и воспользовался (кстати, несмотря на жизнь в шоколаде, Платон обладал мрачным и угрюмым характером). Однако жадным Платон не был, так, одному из своих приятелей он великодушно подарил поместье, вместе с рабами.

Двуногое животное

Философствование Платона пришлось на период стремительного цивилизационного упадка Афин, деморализации и разложения правящей элиты.

Что говорить, если и сам Платон, по выражению великого советского философа Лосева, был педерастом. То есть Платон отнюдь не чуждался мужеложства, и даже философски обосновал гомосексуальные отношения как высокодуховные - в отличие от сермяжных, лишенных высокой духовности отношений между мужчиной и женщиной; ибо “у женщин та их часть, что именуется маткой или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри них зверь, исполненный детородного вожделения”.

Увлекаясь высокодуховными отношениями, Платон не женился и не дал возможности “зверю, исполненному детородного вожделения” произвести на свет своих наследников.

Вообще за языческий постулат, что человек это животное, Платон держался крепко. “Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев” – говорил Платон (это определение имело большой

успех в афинском интеллектуальном сообществе, однако интеллектуальный триумф Платона испортил Диоген Синопский. Он общипал курицу и принес к философу, объявив: “Вот платоновский человек!”.

Тогда Платон к своему определению “Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев” вынужден был добавить “…и с плоскими ногтями”).  


Эйдосы

Милый друг, иль ты не видишь,
что всё видимое нами
только отзвук, только тени
от незримого очами.

(Владимир Соловьев)

“Эйдос” означает идея, прообраз. По Платону, эйдосы - это бестелесные, вечные, истинные, постоянные и невыразимо прекрасные идеи.

Эйдосы обитают в особом, надфизическом мире, который называется “гиперурания”.

Число эйдосов очень велико, но не бесконечно. Они расположены друг относительно друга в пирамидальном порядке. На вершине пирамиды находится идея Блага - это самая общая и самая прекрасная идея. А уже из этой общей идеи проистекают все остальные эйдосы.

Кроме совершенного идеального мира, существует несовершенный материальный мир, который был сотворен неким создателем Демиургом из хаотичной, бесформенной, находящейся в вечном движении материи.

При этом идеи первичны, так как во-первых, идеи являются прообразами вещей, а во-вторых, материя, в отличие от идей, изменчива, несовершенна, не вечна – в материальном мире все возникает на время, претерпевает различные изменения и погибает.

Итак, идеи обладают формообразующей силой; они - вечные образцы, по которым из бесформенной материи образуются формы. Например, существует идея стола. Воплощением образа стола являются материальные столы.

Материальные столы были произведены, отслужили свой срок, сломались и были сожжены в печке в качестве дров, то есть закончили свой срок материального существования. Но идея стола вечна.

Поскольку материальный мир является всего лишь отображением идей, то предметом познания, считает Платон, должны стать прежде всего идеи. При этом постигать идеи можно только разумом (но никак не чувственным восприятием).

Три части души

По Платону, разум человека заключается в душе; а душа – в теле. Назначение души человека –  постижение эйдосов и высшего среди них – Блага.

Платон считал, что люди обладают бессмертной душой. При этом душа состоит из трех частей: разумной, волевой и вожделеющей:

В каждом человеке преобладает лишь какая-то одна часть души. Человек уже рождается с определенной предрасположенностью – или в его натуре будет преобладать ум, или волевые наклонности, или тяга к низменному.

Если в человеке преобладает разумная часть души, то он в своей жизни руководствуется благородными помыслами. Такой человек представляет большую ценность для общества, считал Платон.

Если в человеке преобладает волевая часть души, то такой человек может быть склонен как к благородным поступкам, так и к низким.

Если же в человеке преобладает вожделеющая часть души, то это, можно сказать, свинья, а не человек.

Переселение душ

Стремится ввысь душа твоя-
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья -
Останешся свиньею.

(В.Высоцкий, “Песня о переселении душ”)

Платон противопоставил идеальный мир материальному миру не только как сущность - явлению, но и как благо - злу: эйдосы, по Платону - носители блага; в то время как материя - носитель зла.

Согласно Платону,  душа человека связана с гиперуранией и обладает разумом и бессмертием.

Тело же заземлено, подвержено примитивным потребностям, смертно. Душа чувствует себя в теле человека плохо, она стремится освободиться от оков материального. Платон считает тело чуждым человеку и утверждает, что душа заключена в материальное тело как в темницу.

Со смертью тела, считал Платон, душа переселяется в другое материальное тело; причем необязательно в человека. Если в душе преобладает ориентация на возвышенное и благородное, то в следующем воплощении душа будет вознаграждена телом философа. А после того, как знание философа достигнет совершенства, его душа может вернуться в гиперуранию.

Но если в душе преобладает вожделение, низменные страсти, с которыми человек не может справиться, то в наказание душа будет переселена в тела животных и растений. К примеру, души пьяниц воплощаются в свиней, души шопоголиков – в сорок, души либерастов  - в свиной цепень.

Такое перевоплощение будет происходить до тех пор, пока душа не искупит своего падения и не переориентируется на высокое - и только после этого она снова воплотится в человеческое тело.

Каждый раз при вселении в очередное материальное тело душа человека забывает про гиперуранию. Однако на протяжении жизни человека душа может припомнить все те эйдосы, что она ранее в небесном идеальном мире созерцала.

Достигнуть совершенства в материальной оболочке, тем самым избавиться от материальной оболочки и вернуться на ПМЖ в гиперуранию – вот высшее назначении души.

Как сформулировал Лоуренс Хандерсмарк, современный исследователь творчества Платона: “Путем к спасению он считал очищение души от ограничений материи”.

“В природе ничего равного нет”

Согласно Платону, человек рождается уже с определенной предрасположенностью – или к разуму, или к воле, или к вожделению. Отсюда, считал Платон, следует природное неравенство людей, что обуславливает их  разные социальные функции.

Обладатели души разумной - это философы. Они стремятся к благу в силу природы их души и потому главная их функция - управлять государством и обществом.

Души, в которых преобладает воля, принадлежат стражам, воинам, охранникам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять систему.

Третий тип души - вожделеющий, стремится к примитивным материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами - крестьяне, ремесленники, торговцы; их природная функция состоит в том, чтобы обеспечивать систему материальными благами.

То есть согласно концепции Платона, социальное неравенство основывается на природном неравенстве людей. “В природе ничего равного нет” – говорил Платон.

Платон считал абсурдным предоставлять каждому равные возможности высказывать свое мнение. По Платону, только разумное меньшинство по природе своей понимает, что есть благо; тогда как большинство определить, что есть благо, не в состоянии.

Тот же самый подход природного неравенства Платон применяет к народам. То есть народы по своей природе  либо принадлежат к избранным, либо к очень сильно не избранным.

У греков, например, чаще, чем у других народов, рождаются, по Платону, люди с преобладанием разумной части души; среди фракийцев много людей с преобладанием волевой части души; а люди с низменной душой чаще всего встречаются в Финикии (Америку в то время еще не открыли).

Платон считал, что если человек от природы не наделен задатками стать философом, то и учить сложным наукам его не надо. Хорошее образование должно быть доступно только избранным, которых надо тщательно готовить для управления государством и обществом и предоставлять им все возможности для качественного образования.

Простому же народу достаточно и двух предметов, пусть изучают мифы о богах и немного занимаются гимнастикой.

Отступление  – “не образовывай народ и властвуй”

Знание само по себе  - сила. (Фрэнсис Бэкон)

Итак, возвращаясь к началу поста – знания с древнейших времен относятся к инстументу управленческого характера. Целостные знания формируют реальную картину мира. Осознание реальной картины мира помогает человеку изменить реальность. Если человек воспринимает картину мира искаженной, то и изменить реальность он не в силах.

И не зря представитель нынешней перестроечной российской элиты Герман Греф, председатель правления Сбербанка РФ, пугает своих перестроечных единомышленников, что если простые люди доберутся до знаний, то манипулировать ими будет невозможно (при этом Греф сослался, в частности, на Каббалу, которая - как сказал Греф - была секретным учением именно для того, чтобы иметь возможность управлять массами в своих интересах).

Упоминание про Каббалу чрезвычайно показательно, потому что во-первых, это гностическое учение, а во-вторых, в философской основе Каббалы заложены в том числе и философские построения Платона.

Эстафету элитных чаяний на тему “как бы нам покончить с российским образованием” подхватили доблестные модернизаторы российского образования из Форсайт-проекта “Российское образование 2030”. Среди прочих новаций, таких, как удаление государства с поля образования и превращение образования в сферу платных услуг, предлагается вообще закрыть большинство “живых” вузов, а вместо системы “живого” образования  ввести платное он-лайн обучение – для платежеспособных, разумеется.

А для очень хорошо платежеспособных российская система образования вообще не представляет интереса – так называемая элита получает действительно качественное ( и не он-лайн, а “живое”)  образование в гарвардах и йелях.

Короче говоря, нынешняя управляющая гностическая элита целенаправленно осуществляет платоновскую схему образования:


Источник Читаем далее метафизику Аристотеля.
Tags: Гностицизм, Метафизика, Платон, Фашизм, Философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments